Economics
Advertisement

Майнинг, также добыча (от англ. mining — добыча полезных ископаемых) — деятельность по созданию новых структур (обычно речь идёт о новых блоках в блокчейне) для обеспечения функционирования криптовалютных платформ. За создание очередной структурной единицы обычно предусмотрено вознаграждение за счёт новых (эмитированных) единиц криптовалюты и/или комиссионных сборов. Обычно майнинг сводится к серии вычислений с перебором параметров для нахождения хеша с заданными свойствами. Разные криптовалюты используют разные модели вычислений, но они всегда достаточно длительны по времени для нахождения приемлемого варианта и быстры для проверки найденного решения (см. Доказательство выполнения работы). Такие вычисления используются алгоритмами криптовалют для обеспечения защиты от повторного расходования одних и тех же единиц, а вознаграждение стимулирует людей расходовать свои вычислительные мощности и поддерживать работу сетей.

Майнинг — не единственная технология создания новых блоков и обеспечения эмиссии. Альтернативами являются форжинг (минтинг) и ICO. Обычно используется только одна технология, но в некоторых криптовалютах используют комбинации из них.

Майнинг ферма — это комплекс оборудования, технически оснащенный для добычи криптовалюты; локация с сетью компьютеров, работающих 24/7 с целью поддержания работы блокчейн-системы путем нахождения верного решения блока. Появились в результате постоянного увеличения сложности майнинга, который требует все больше технических, энергетических и финансовых ресурсов.[1]

Чтобы облегчить эффективное и быстрое управление майнером, пул майнинга BTC запустил инструмент под названием "Static Miner IP Tools". Его основные функции заключаются в следующем:

1. Пользователи могут изменять порядок IP-адресов майнера в соответствии с тем, что вам нужно

2. Изменяя IP, вы также можете изменить адрес пула майнинга майнера, имя субсчета, номера майнеров и другую информацию.[2]

Эмиссия[]

Выпуск порций новых единиц криптовалюты обычно происходит по заранее известным правилам и не зависит от какого-либо регулирующего органа (см. график количества биткойнов до 2033 года). Чаще всего, стандартную порцию новых единиц в форме вознаграждения получает тот, кто сформировал в блокчейне очередной блок. При майнинге вероятность успеха пропорциональна доле задействованной вычислительной мощности в суммарной мощности всех майнеров данной криптовалюты, но результат в конкретный момент носит случайный характер.

Размер стандартного вознаграждения может оставаться всегда неизменным. Но во многих криптовалютах размер эмиссионного вознаграждения постепенно снижается. Например, вознаграждение в биткойнах первоначально составляло 50 биткойнов за блок, но после формирования каждых 210 000 блоков (приблизительно раз в 4 года) уменьшается вдвое, то есть является убывающей геометрической прогрессией. Общий объём эмиссии рассчитывается в этом случае как сумма всех членов убывающей геометрической прогрессии и не превысит 21 миллион биткойнов. На май 2014 года в обращении находилось 12,7 миллиона биткойнов. 28 ноября 2012 года произошло первое уменьшение эмиссионной награды с 50 до 25 биткойнов. Следующее уменьшение в два раза произошло 9 июля 2016 года. В 2031 году эмиссия будет остановлена вовсе (размер вознаграждения 50 → 25 → 12,5 → … → 0). Формирование блоков продолжится и далее, но вознаграждение уже не будет иметь эмиссионной части и будет формироваться исключительно за счёт добровольных комиссионных отчислений.

Полученное вознаграждение майнеры получают право использовать после формирования некоторого количества новых блоков (например, в биткойнах это 120 блоков, то есть, вознаграждение можно тратить примерно через сутки после получения).

Скрытый майнинг[]

Скрытым называют майнинг, при котором используются чужие ресурсы, например, запуск майнинга работниками на корпоративных серверах или внедрение кода для майнинга в состав вирусов и троянов.

В июне 2011 года Symantec сообщила, что майнинг может быть запущен на ботнетах. В отчёте за второй квартал 2011 года Лаборатория Касперского сообщила о троянском модуле, который занимался скрытым майнингом.

В апреле 2013 была зафиксирована крупная эпидемия вирусного распространения через текстовые сообщения в Skype троянских программ, целью которых был поиск и кража файлов криптовалютных кошельков (wallet.dat) и скрытый майнинг на CPU.

До 2011—2013 годов встречался скрытый майнинг биткойнов (до массового появления майнинга на GPU и специализированных процессорах типа ASIC). Позже скрытный майнинг применялся для получения иных криптовалют.

При установке торрент-клиента μTorrent (версия 3.4.2 build 28913 и позднее) предлагается установить дополнительную программу EpicScale, которая позволяет использовать ресурсы компьютера во время простоя для распределённых вычислений. Представители μTorrent заверяют, что в настоящее время сеть EpicScale используется для майнинга криптовалюты (без уточнения названия), часть полученных средств идёт на финансирование компании, часть — на благотворительность. Согласно ряду публикаций, EpicScale майнит биткойны. В других публикациях сообщается о майнинге Litecoin.

В 2017 году появились сообщения о ряде сайтов, содержащих JavaScript скрытого майнинга некоторых криптовалют (такой вид майнинга в русском языке стали называть «браузерным майнингом», а в английском — «криптоджекингом»). Сходные компоненты были обнаружены в нескольких дополнениях к браузерам.

По данным сентябрьского отчёта IBM X-Force, за 8 месяцев 2017 года в 6 раз увеличилось число компьютеров, заражённых вредоносным ПО для майнинга.

Неравенство между ранними и поздними майнерами[]

Правила эмиссии биткойнов дали больше преимуществ тем, кто занялся майнингом при небольшой совокупной мощности сети. Так, количество работы, необходимое для генерации блока, уже на 2013 год составляло более чем в полмиллиона раз больше, чем при запуске сети. При увеличении суммарной вычислительной мощности майнеров генерация становится более энерго- и аппаратнозатратной. Это сопровождается запланированным уменьшением размера награды за майнинг.

Серджио Лернер (Sergio Demian Lerner) на основе анализа первых блоков транзакций утверждает, что c 3 января 2009 года по 25 января 2010 года майнингом занимался только один человек, добыл около 1 миллиона биткойнов, большинство из которых никогда не тратились.

Государственные программы майнинга[]

В России в 2017 интернет-омбудсмен при Президенте РФ Дмитрий Мариничев рассказал о плане привлечения 100 млн долларов на постройку майнинговой фермы мощностью 20 мегаватт в районе с излишками электроэнергии.

С 2017 КНДР использует майнинг криптовалют для поддержки национальной валюты.

Правительство Армении в 2018 году приняло постановление о создании свободной экономической зоны в Раздане. Организатором СЭЗ является компания ECOS, которая отвечает за развитие технологического кластера. СЭЗ включает образовательно-коммуникационные проекты, исследовательские лаборатории, электронные площадки для привлечения инвестиций в стартапы и дата-центр для майнинга.

Майнинг на видеокартах[]

Майнинг разных криптовалют может использовать разные процедуры для подтверждения выполнения работы. Для ряда криптовалют, в том числе и для Биткойна, были созданы специализированные процессоры (ASIC), которые из-за лучшей производительности и относительной экономичности вытеснили другие способы майнинга. В других случаях подобный подход оказался не столь эффективным. По состоянию на конец 2017 года майнинг ряда криптовалют, в том числе Ethereum, остаётся более эффективным с использованием процессоров видеокарт. Значительное повышение цен на криптовалюты привело к повышению спроса на майнинговое оборудование, в том числе на видеокарты. Это подтолкнуло Sapphire и Asus выпустить линейку специализированных комплектующих для майнинга.[3]

Майнинг на SSD и жестких дисках[]

В мае 2021 года существенно (в 2—3 раза) вырос спрос на SSD и HDD больших объемов, который аналитики связывают с запуском криптовалюты Chia (англ.). Созданная автором протокола BitTorrent Брэмом Коэном сеть Chia Network использует алгоритмы консенсуса Proof-of-Space и Proof-of-Time (доказательства пространства и времени).

Примечания[]

Advertisement